Мистика на сцене

Лучшие мировые спектакли

Содержание:


Уильям Шекспир, пьеса "Макбет"

"Макбет" – одна из известнейших пьес Уильяма Шекспира, написанная в 1603-1606 гг. Частично основана на реальной истории шотландского короля Макбета.

Макбет — предводитель войска Дункана, короля Шотландии. Вместе с Ванко, одним из генералов Дункана, он разбивает восставшие войска Норвегии и Ирландии. Знатного Макбета восхваляют за его смелость и отвагу.

Они встречают ведьм, которые одаривают их своими предсказаниями. Первая восхваляет Макбета как гламисского тана (кем Макбет уже был по происхождению), вторая — как кавдорского тана, а третья предрекает, что он станет новым королём.

Ведьмы исчезают, вместо них появляется посланник короля и сообщает Макбету о присвоении тому звания кавдорского тана. У Макбета появляются виды стать новым королем...

Пьеса повествует о том, как некогда великий военноначальник Макбет, опьяненный властью, подстрекаемый женой и следующий предсказаниям ведьм, кровью и убийствами добивается желаемого титула, но платится за свои предательства и злодеяния собственной головой.

Помимо мистического сюжета, пьеса также имеет свое "проклятье". В театральном сообществе считается дурным знаком произносить название пьесы вслух в помещении театра. Вместо этого актёры и остальные члены театральной труппы используют выражения "эта пьеса" или "Шотландская пьеса".


П. И. Чайковский, опера "Пиковая дама" (по одноименной повести А. С. Пушкина)

"Пиковая дама" — самая мистическая опера П.И. Чайковского.

Бережливый немец Герман часто наблюдает за картежниками, но сам не играет. В его присутствии один игрок рассказывает, что его бабушка в свое время отыгралась в карты, узнав от авантюриста Сен-Жермена тайну трех выигрышных карт. Выясняется, что бабушка и еще кому-то помогла выиграть, подсказала эти карты. Тогда Герман решает узнать тайну старухи. Для этого он втирается в доверие к ее бедной воспитаннице, ночью проникает в дом, наставляет на старуху пистолет, и вымогает секрет. Старуха умерла от стресса, ничего не сказав. Однако ночью он увидел ее во сне, и она назвала ему карты...

"Я думаю, «Пиковую даму» можно сравнить с «Волшебной флейтой», — говорит режиссер самарского спектакля Михаил Панджавидзе. — И в том, и в другом случае в музыке столько всего содержится, что идти за ситуацией и смотреть на взаимоотношения между людьми в исходном материале куда интереснее всех надуманных концепций. Может быть, в этом и есть решение «Пиковой дамы» — не надо ничего решать, просто следуй за музыкой".

И, конечно, во главе угла в этой истории не Герман, не Лиза и не старуха-графиня, а Петербург, его атмосфера, его уклад. Чёрная вода Невы всегда так или иначе присутствует на сцене, сначала на заднем плане, затем — проступая всё значительнее. Людские жизни кружатся в водовороте судьбы, как щепки — в разбушевавшейся реке.


"Мастер и Маргарита" (по одноименному роману М. А. Булгакова)

Воланд (так в этой истории зовут Сатану), путешествует по миру. Его цели неизвестны, он останавливается то в одном месте, то в другом. В 1930 году он попадает в Москву, как раз в то время, когда практически никто не знает и не верит в Иисуса Христа, Бога и Сатану. Есть, однако, один человек в Москве, писатель — "Мастер", который написал книгу о последних днях жизни Иисуса момент находится в "сумасшедшем доме".

Воланд путешествует не один. Его "команда" — Гелла, женщина-вампир, рыцарь Коровьев, Азазелло, демон безводной пустыни, и кот-оборотень Бегемот. Воланд и его свита наказывают людей за проступки, грешные наклонности как пьянство, грубость, ложь, взяточничество и так далее.

Маргарита — любовница Мастера. Она ищет Мастера, но не знает, что он находится в сумасшедшем доме. Её желание вернуть Мастера настолько велико, что она готова пойти на сделку с Воландом...

Из всех постановок на это произведение можно выделить и несколько особенно значимых. В 1977 году режиссером Юрием Любимовым она впервые была поставлена на сцене Театра на Таганке. Далее — мюзикл Валентина Овсянникова, опера Евгения Глебова, рок-опера Александра Градского и др.


Стивен Сондхайм, мюзикл "В лес" (по книге Бруно Беттельгейма «Польза от волшебства»)

Золушка мечтает попасть на бал, Пекарь, когда-то проклятый Ведьмой, и его Жена горюют о том, что у них нет ребенка, Джек хочет, чтобы его корова Беляночка наконец-то дала молоко, его Мать мечтает быть богатой, а Красной Шапочке очень нужен каравай хлеба — гостинец для Бабушки, которая живет в лесу... и, может быть, немного сластей для себя лично. Наконец, Ведьма, живущая по соседству с Пекарем, мечтает вернуть себе молодость и красоту, которые она утратила по несчастному стечению обстоятельств. Для этого она предлагает Пекарю в обмен на снятие проклятия помочь ей и добыть необходимые составляющие для волшебного напитка: корову, белую, как молоко, плащ, красный как кровь, прядь волос, желтых, как кукуруза, и золотые туфельки...

Дорога к исполнению желаний для персонажей этой сказки лежит сквозь дремучий лес, полный опасностей, однако самые страшные опасности подстерегают их вовсе не в лесу, а в собственной душе. В стремлении добиться желаемого герои то и дело совершают маленькие грешки и допускают маленькие оплошности — но так ли это важно, если в конце концов все достойные оказываются счастливы, а недостойные наказаны?..

Будущее показывает, что важно. С концом первого акта заканчивается и сказка. Во втором акте начинается настоящая жизнь, в которой уже невозможно оживить погибшего близкого человека с помощью волшебной палочки, где все тайное становится явным, где даже за маленькую ложь приходится платить в итоге дорогой ценой, где со свадьбой влюбленных их беды не заканчиваются, а только начинаются и где «исполнить свое желание» еще не значит «стать счастливым».


Уильям Шекспир, комедия "Сон в летнюю ночь"

Трудно найти в мировой драматургии пьесу столь сказочно-веселую и волшебную, как "Сон в летнюю ночь".

В пьесе три пересекающиеся сюжетные линии, связанные между собой грядущей свадьбой герцога Афинского Тесея и царицы амазонок Ипполиты.

Двое молодых людей, Лизандр и Деметрий, добиваются руки одной из красивейших девушек Гермии; в то же время царь эльфов и фей Оберон и его супруга Титания, находящиеся в ссоре, прилетают в лес вблизи Афин, чтобы присутствовать на брачной церемонии Тесея и Ипполиты; и одновременно группа афинских ремесленников готовит к свадебному торжеству пьесу и отправляется в тот же лес на репетицию.

Комическую ситуацию в пьесе создает лесной дух, слуга Оберона Пак. Он использует любовное зелье не по назначению, путает влюбленных, превращает голову одного из героев в ослиную и еще много как издевается над персонажами.

Основная идея комедии: весь мир — игра. И чем она закончится, будет зависеть только от решения и настроения самих игроков. Но не стоит искать в этом произведении особенно глубокий философский подтекст, так как создавалась она главным образом для развлечения зрителей.